Воронцовский дворец

Путешествия по России

Воронцовский дворец в Алупке строился как летняя резиденция Генерал-губернатора Новороссийского края - Воронцова Михаила Семеновича (1782-1856). Он был сыном русского посла в Англии, где получил блестящее образование и воспитание. Будучи генерал-фельдмаршалом, генерал-адъютантом, он участвовал в крупнейших битвах и сражениях, в том числе в русско-турецких и антинаполеоновских войнах. Став генерал губернатором, занимался развитием сельского хозяйства, табаководства, виноделия и лесоводства в Крыму. При нем началось пароходство по Черному морю.

Для повышения собственных доходов Воронцов скупал земли на юге Украины, Бессарабии и в Крыму. Крымская резиденция была построена с невероятным размахом.

Воронцовский дворец
Воронцовский дворец

Ее строили в духе английского зодчества. Но так как дворец создавали в течение 20 лет (с 1828 по 1848 гг.), то в постройке присутствуют элементы различных эпох. Дымовые трубы напоминают минареты мечети. Западная сторона ассоциируется с феодальным замком-крепостью. Сторожевые башни, глухие зубчатые стены грубой кладки, замкнутое пространство, щелевидные окна-бойницы создают ощущение неприступности.

Воронцовский дворец
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец

Зато южный вход является полной противоположностью. Он открыт в сторону моря и всегда освещен солнцем. Отсюда открывается изумительный вид на вершину знаменитой горы Ай-Петри. Зелень, фонтаны, пальмы усиливают эту общую живую картину.

Вид с южной стороны
Вид с южной стороны
Гора Ай-Петри
Гора Ай-Петри

Южный вход выполнен в восточном стиле, где присутствует мотив лотоса, арки и резьба по гипсу. У входа во дворец со стороны моря, вдоль монументальной лестницы установлены скульптуры львов. Они создавались в 1884 году в итальянской мастерской Джовани Боннани. Скульптуры зверей несут смысловую нагрузку. На нижних ступеньках львы спящие, чуть выше пробуждающие, а у самого входа они настороженно рычат, якобы охраняя вход в помещение.

Южный вход
Южный вход
Спящий лев, работа самого мастера Д. Боннани
Спящий лев, работа самого мастера Д. Боннани
Рычащий лев
Рычащий лев
Вид на Ай-Петри
Вид на Ай-Петри

Дворец строился вручную из твердого и прочного камня диабаз, его добывали неподалеку от стройки. Даже фундаментом дворцу стали диабазовые скалы. Строился он по проекту модного в те времена английского архитектора Эдуарда Блора. Воронцов сам возил мастеру в Лондон карандашные эскизы и картины с видами местности.

Во дворце 150 комнат, которые строили в разное время. Сначала был построен столовый корпус, затем бильярдная, гостевой корпус. В самом конце строительства появилась библиотека. Каждая комната дворца индивидуальна. Китайский кабинет, ситцевая комната, голубая гостиная - колорит комнат отражен в самих названиях.

Голубая гостиная создает праздничное настроение. Стены и потолок комнаты покрывает лепной узор из листьев и цветов. Интерьер гармонично сочетается с декоративным оформлением. В гостиной размещался домашний театр Воронцовых. В стенах дворца читали свои произведения Жуковский и Бенедиктов, пленили своей музыкой еще малоизвестные тогда Шаляпин и Рахманинов. Великий актер М. С. Щепкин блистал здесь своим искусством перед знатной публикой.

Голубая комната
Голубая комната
Рояль на котором играл Рахманинов
Рояль на котором играл Рахманинов

В уютном китайском кабинете стены украшены рисовой соломкой и резьбой по дереву. Элементы декора вышиты шелком и бисером.

Китайский кабинет
Китайский кабинет
Китайский кабинет
Китайский кабинет
Потолок в китайском кабинете
Потолок в китайском кабинете

Торжественная столовая декорирована резным дубом и дополнена художественной мебелью. Для придворных музыкантов имеется балкончик. Они веселили гостей во время обеденной трапезы. А когда она заканчивалась, раздвижные столы убирались и здесь же начинался бал.

Столовая
Столовая
Столовая
Столовая

На стенах комнат очень много живописи голландских, фламандских, французских и итальянских художников XVI—XVIII столетий. Скульптуры и изделия из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя органично вписаны в интерьер. В готическом стиле из полированного диабаза выполнены камины.

Картина
Картина
Скульптура
Скульптура
Камин
Камин
Зимний сад
Зимний сад

Шедевром садово-паркового искусства является примыкающая к дворцу территория. Она занимает около 40 гектар. Проектировал и создавал Алупкинский парк Карл Кебах.

Парк окружают горы и холмы, а с южной стороны открываются вид на бескрайние морские просторы. Более четверти века здесь высаживали и выхаживали растения, которые везли со всего света. Насчитывается около 200 видов экзотических деревьев и кустарников, среди которых: магнолия, платан, сосна итальянская, пальмы, лавры, маслины, кипарисы, съедобный каштан. Особо примечательно коралловое дерево из Бразилии, которое цветет крупными красными цветами. Все лето носит нежно-розовый наряд из цветов индийская сирень. Фасад дворца увит розами, текомой и глицинией.

Индийская сирень
Индийская сирень
Итальянская сосна
Итальянская сосна
Пальмы
Пальмы

Горы камней, размещенные на территории, являются достопримечательностью наряду с естественными водопадами. «Большой и малый хаос» называются эти осколки вулканического гриба, выброшенного магмой из толщи недр.

Верхний парк изобилует водой – прудами, населенными живностью и множеством фонтанчиков. В Алупкинском парке есть даже копия бахчисарайского Фонтана слез «Сельсибиль». Рядом перед библиотекой высится пятиструйный мраморный фонтан с двумя чашами. Фонтан «Источник Амура» выполнен в виде барельефа, а самый монументальный «Раковина» сделан из мраморовидного известняка.

Водопад в «Большом хаосе»
Водопад в «Большом хаосе»
Озеро Алупкинского парка
Озеро Алупкинского парка

Дворцовый комплекс принадлежал трем поколениям Воронцовых. С приходом советской власти он был национализирован и с 1921 года является музеем. Во время Великой Отечественной войны оккупантами было вывезено много ценностей из дворца и лишь малую долю вернули после ее окончания. В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции здесь размещалась делегация во главе с У.Черчиллем. Затем десять лет дворец использовался в качестве государственной дачи. И в 1956 году Алупкинский дворцовый комплекс снова стал музеем. С 1990 года он объявлен заповедником.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Авторизируйтесь, чтобы комментарий опубликовался без модерации.